КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Aquatherm Moscow

Aquatherm Moscow

21-я Международная выставка бытового и промышленного оборудования для отопления, водоснабжения, инженерно-сантехнических систем, кондиционирования, вентиляции, бассейнов, саун и спа
06.02 - 09.02.2018
Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
http://aquatherm-moscow.ru/ru/
Cabex 2018

Cabex 2018

17-я Международная выставка кабельно-проводниковой продукции
20.03-22.03.2018
Москва, КВЦ «Сокольники», Павильон 4
http://www.cabex.ru

АРХИВ

9may, день открытых дверей

Стратегические задачи развития энергетики Дальнего Востока

Опубликовано: 27-11-2015, 17:13 Раздел: Содержание, Компетентное мнение, 2015, Ноябрь, Декабрь : Стратегические задачи развития энергетики Дальнего Востока

Стратегические задачи развития энергетики Дальнего ВостокаУходящий 2015 год без преувеличения можно назвать годом больших ожиданий на восточном направлении развития экспортно ориентированной экономики России.

Проекты реконструкции Транссиба и БАМа, обиходный и понятный на слух термин «территории опережающего развития», первоочередные задачи и проекты обеспечения энергоснабжения проектов государственного значения – трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, газотранспортной системы Иркутского и Якутского центров газодобычи «Сила Сибири», ожидаемый и прогнозируемый в среднесрочной перспективе рост энергопотребления на Дальнем Востоке и экспорт энергии в Китай, попытки Минэнерго к началу 2016 года разработать правила инвестконкурсов по строительству генерации на Дальнем Востоке с механизмом возврата инвестиций, безубыточность дальневосточных энергетиков при текущих ценах и энергетические мегапроекты… Короче, в 2015 году Дальним Востоком, скажем так, занимались.

Каким сложился этот год для Дальневосточной энергетической управляющей компании (АО «ДВЭУК»)? С таким разговором газета «Энергетика» обратилась к первому заместителю генерального директора по инвестициям и развитию Дмитрию Эдуардовичу Селютину.

– Дмитрий Эдуардович, в опубликованном в начале октября проекте бюджета-2016 говорилось, что ДВЭУК может получить в 2016 году 900 млн рублей на достройку высоковольтной линии 220 кВ Оротукан – Палатка – Центральная в Магаданской области. Деньги будут выделены за счет сокращения бюджетных ассигнований, зарезервированных на гос­программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».


– Первое, на что я хотел бы обратить внимание, – это те изменения, которые предполагаются к принятию в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», а также в соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» в части порядка использования бюджетных инвестиций, требующих в том числе участия Минэнерго как госзаказчика проекта и главного распорядителя этих средств.

О чем идет речь? Хорошо известен порядок осуществления государственных инвестиций, который реализуется в настоящее время, в частности, государственными акционерными компаниями. Госкомпания делает эмиссию в пользу федерального бюджета для осуществления конкретного проекта, подписывая инвестиционное соглашение с полномочным органом федеральной исполнительной власти. В частности, для нас таким контрагентом являлся либо Минрегион по объектам к саммиту АТЭС-2012, либо Минэнерго по другим проектам. Госкомпания, получив средства из федерального бюджета на возмездной основе, отдав свои акции, инвестирует в проект в соответствии со сметной документацией, утвержденной на основании результатов Госэкспертизы.

Названные мною поправки предполагают принципиально иной порядок осуществления этих инвестиций. Это переход от банковского сопровождения инвестиционных проектов к казначейскому исполнению. Теперь госзаказчик обязан открыть лицевой счет в Федеральном казначействе. Наличие лицевого счета и собственно средств, находящихся в казначействе, абсолютно не означает, что компания, сделавшая эмиссию в пользу Российской Федерации, становится собственником тех средств, которые перечислены в счет этой эмиссии. Для того чтобы распоряжаться этими средствами, например, чтобы рассчитаться с подрядчиком, компания должна подписать отчетные формы, прийти в казначейство, показать эти сметы, показать договор, и после этого казначейство вправе принять решение о перечислении средств по договору генерального подряда. Помимо этого у компании, государственной компании, у заказчика-застройщика, есть и собственные расходы, которые осуществляются за счет этих средств.

Так вот в 2016 году в соответствии с проектом закона о федеральном бюджете государство идет дальше. Не только заказчик должен открыть лицевой счет в казначействе, но и подрядчик. Подрядчик, строитель, который строит, который выполняет госзаказ, должен будет открыть лицевой счет в казначействе. У него есть субподрядчики, у него есть поставщики оборудования. И подрядчик должен прийти в казначейство, показать договор на оборудование, на материалы, на затраты, и казначейство может их оплатить. Если до 31 декабря казначейство не оплатило что‑то по причине того, что заказчик не представил документы: либо подрядчик, либо какая‑то техническая проблема, либо проблема содержательная, то средства со счета возвращаются в федеральный бюджет. Понятен подход Минфина? Понятен.

Федеральный бюджет не выпускает деньги со своего поля. Но при всем этом во всем названном есть элемент лукавой статистики, которая будет отражать в учете, что деньги не выходят из бюджета, и дефицит бюджета, соответственно, будет меньше. Все бы ничего, но такой подход находится в категорическом противоречии с гражданским законодательством, с Законом об акционерных обществах и с массой других законодательных и подзаконных актов, регламентирующих сегодня финансово-хозяйственную деятельность в правовом поле. Ради благообразия статистических и отчетных данных в условиях глобального бюджетного дефицита используется инструментарий, не связанный с увеличением доходной части и оптимизацией расходов, а инструмент тотального администрирования инвестиционных потоков.

– Как все это стыкуется с теми же инвестпрограммами компаний? Или эти изменения касаются вновь заключаемых соглашений и проектов? Я имею в виду исполнительский механизм в части оплаты по произведенным затратам.

– У меня, если честно, нет ответов на эти вопросы, но есть конкретная ситуация с перспективой получения АО «ДВЭУК» в 2015 году из федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме взноса Российской Федерации в уставный капитал общества в сумме 1,2 млрд рублей и в 2016 году в размере 900 млн рублей на завершение реализуемого с 2013 года проекта «Строительство ВЛ 220 кВ Оротукан – Палатка – Центральная», работы по которому ведутся по графику, а финансирование его, те самые инвестиции из федерального бюджета для завершения строительства и ввода в эксплуатацию, по состоянию на 1 сентября 2015 года, например, не были предусмотрены.

Не завершить строительство или законсервировать при наличии статуса объекта федерального значения, строящегося за счет средств федерального бюджета, недопустимо. Соответственно, частично реализация проекта примерно с середины мая текущего года проводилась за счет собственных средств. При этом, как вы понимаете, мы могли оплачивать только неизбежные расходы, просрочка которых неминуемо повлекла бы предъявление установленных договорами и действующим законодательством штрафных санкций со стороны генпод­рядчика по проекту, его субконтрагентов в порядке регресса, а также других контрагентов нашей компании, связанных с реализацией проекта.

Мы потратили свои средства и вполне обоснованно и правомерно рассчитываем на возмещение указанных расходов за счет будущих бюджетных инвестиций согласно утвержденному Минэнерго титульному списку капитальных вложений и общих правил гражданского законодательства о возмещении убытков. Общая сумма указанных расходов, произведенных АО «ДВЭУК» в 2015 году за счет собственных средств, хотя и не предусмотренных утвержденной Минэнерго инвестпрограммой, но вынужденно принятых компанией на себя вследствие указанных обстоятельств, на начало сентября составляла около 700 млн рублей, что, как вы понимаете, подтверждается соответствующими обосновывающими документами, и компания правомерно рассчитывает на возмещение этих затрат.

Вот сидим мы и беседуем, а за окном середина ноября 2015‑го и закона, о котором я говорю, еще нет, но он будет. Выйдет он, я благостно так представляю, недели через две, в начале декабря. Вопрос: получит ли компания деньги в этом году? Успеем ли мы до 31 декабря? Мы как бы и не ждем принятия этих поправок в закон, мы уже готовимся к этой процедуре, но у нас сейчас вопросов больше, чем ответов, с которыми мы обращаемся в Минэнерго.

– Дмитрий Эдуардович, понимая, что все в экономике взаимосвязано, а время сейчас непростое, тем не менее что изменилось для компании с момента вступления в силу 343-го приказа Минэнерго от 05 июня 2015 года «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС»?

– И тут у нас, скажем так, неожиданные новости. Построенные и поэтапно введенные в эксплуатацию на средства федерального бюджета в период с 2011 по текущий год АО «ДВЭУК» 1800 км магистральных линий и подстанций суммарной мощностью 402 МВА в рамках реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года» названным вами приказом Минэнерго отнесены к ЕНЭС. Казалось бы, тут должна стоять точка, но все не так, совсем не так.

В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» 35‑ФЗ от 26 марта 2003 года введенные нами объекты подлежат передаче в ведение организации по управлению ЕНЭС – ПАО «ФСК ЕЭС», для чего нам необходим договор с этой компанией, работа над заключением которого ведется АО «ДВЭУК» с начала года. На календаре ноябрь, а официальная позиция нашими контрагентами по существу и формату сделки не озвучена, в результате чего не может быть определена сторона, ответственная за эксплуатацию и исполнение функций сетевой организации. Этот вопрос рассматривался на совещании в Минэнерго в сентябре по итогам его обсуждения в рамках Восточного экономического форума – 2015, но результатов никаких это не дало.

При этом вопрос, который стоит на повестке, – это неотъемлемая часть концепции развития ПАО «РусГидро» и консолидации дальневосточных энергетических активов, разработанной в свое время в соответствии с поручением правительства, которая легла в основу подготовленного проекта указа президента. Основная цель инвестиций в сумме более 43 млрд рублей – создание достаточной энергетической инфраструктуры для обеспечения энергоснабжения проектов государственного значения: трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, газотранспортной системы Иркутского и Якутского центров газодобычи «Сила Сибири». Кроме того, с окончанием строительства линии 220 кВ Нижний Куранах – НПС-15 – Олекминск и ПС 220 кВ при НПС-15 еще в 2014 году осуществлена физическая связь между Западным и Южно-Якутским энергорайонами республики. Присоединение Центрального энергорайона станет возможным после окончания строительства линий 220 кВ Нижний Куранах – Томмот – Майя, ПС 220 кВ «Майя» и организации заходов ЛЭП 35–110 кВ на ПС 220 кВ «Майя» по плану следующего года. Я сейчас говорю о том, что начатое присоединение энергорайонов Якутской энергосистемы в истории российской энергетики фактически стало первым шагом интеграции технологически изолированных энергорайонов восточной части страны и ЕЭС России.

– Минэнерго хочет к началу 2016 года разработать правила инвестконкурсов по строительству генерации на Дальнем Востоке с механизмом возврата инвестиций. Кроме того, известно, что есть инициатива создания в регионе новой ценовой зоны оптового рынка. Как вы оцениваете такую перспективу?

– В ходе решения вопросов произошла подмена задачи и отклонение в целеполагании. Какие задачи решались? Доступность энергетической инфраструктуры потребителю; возможность выбора потребителем вариантов энергоснабжения при наличии достаточной сетевой инфраструктуры; реализация целевой модели, направленной на оптимальное использование построенной сетевой инфраструктуры и конкурентный отбор мощности генераторов в интересах потребителя – для снижения совокупных затрат на приобретение электроэнергии. Что мы получили при обсуждении этой темы?

Как обеспечить привязку потребителей к энергосистеме Якутии на самом деле – задвинуть или вообще исключить интеграционные процессы и давно назревшую перезагрузку экономических отношений монополии и потребителей? Как сохранить и питать систему перекрестного субсидирования в текущем формате хозяйствования? Как избежать сложных решений, связанных с расширением 2‑й неценовой зоны оптового рынка, по которому есть постановление правительства РФ № 770, ограничиваясь 41‑м постановлением, определяющим критерии отнесения к ЕНЭС и их нераспространение на технологически изолированные территориальные электро­энергетические системы (ТИТЭС), а также имея по факту противоречия с 854‑м постановлением правительства, определяющим принципы ОДУ и перечень ТИТЭС в части Олекминского района?

Обратите внимание, что мы оперируем исключительно действующими законодательными актами и регламентами исполнения государственных актов. При этом решается, как мы понимаем, государственная задача оптимизации дальневосточных тарифов, поиска механизма их снижения до инвестиционно привлекательного уровня, в том числе с точки зрения реализации проектов федерального значения на Дальнем Востоке, которую предусматривает поручение президента от 24 сентября текущего года. Компания, как бы пафосно это ни прозвучало, работая в рамках намеченного восточного вектора развития, встречает вопросы местечковых интересов и узковедомственный подход.

– Дмитрий Эдуардович, непонятно другое: что помешало осуществить или закончить подключение районов Якутии к ЕНЭС?

– Цена вопроса – тариф. И даже не сам он, потому что наши оппоненты не могут его даже толком подсчитать. Вопрос, который вообще не рассматривается или игнорируется при обсуждении темы подключения районов Якутии к ЕНЭС, это то, что сети строятся для потребителей! Почему же не смотрят на то, какой эффект от принимаемых решений получит потребитель?

Суммарная коммерческая выгода крупнейших потребителей только в Западном энергорайоне, по нашим подсчетам, превысит 7 млрд рублей при учете их выхода на оптовый рынок. По информации крупнейшего потребителя ВСТО в Якутии – ООО «Транснефтьэнерго», принятие проекта Минэнерго, касающегося неприменения критериев ЕНЭС в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных в ТИТЭС, повлечет увеличение затрат на оплату услуг по передаче электрической энергии. При этом ставка тарифа на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, на 2‑е полугодие 2015 года составляет 114,7 руб. / кВт·мес. Тарифная ставка, установленная в отношении «Якутскэнерго» на территории Республики Саха (Якутия), находится на уровне 1005 руб. / кВт·мес. (в семь раз выше ставки на содержание ФСК). И потребитель точно так же настаивает, что «принятие проекта не согласуется с поручением президента РФ разобраться с энерготарифами на Дальнем Востоке».

Всех вовлеченных на сегодняшний момент в процесс обсуждения вопроса, связанного с исполнением 343-го приказа Мин­энерго, вполне устраивает вариант, когда госкомпания «ДВЭУК» формирует у себя на балансе убыток 600–700 млн руб­лей и в течение года не может продвинуться в вопросе передачи построенных за федеральные деньги объектов в руки назначенного государством оператора. Когда говорят о том, что критерием отнесения к ЕНЭС служат не общие провода, не линии, не существующая физическая связь, а то, что эта территория не входит в перечень изолированных, потому что изолированный для них значит не ЕНЭС, а потому давайте теперь на базе каких-то местных расчетов принимать решение по возвращению объектов в региональный котел, то это устраивает всех, но только не нас и, безусловно, не потребителей, для которых была построена сетевая инфраструктура.

Мы неустанно повторяем, что это неверное решение с государственной точки зрения, если вспомнить все то, что мы делали и чем руководствовались, когда относили построенные объекты к ЕНЭС и изначально говорили об интеграции и тарифах, но слышим в ответ: «Вы, безусловно, все правильно и обоснованно говорите, но необходимо принять проходное решение: ни нас, ни республику сейчас не может устраивать рост тарифов по варианту ЕНЭС. Можете, конечно, обращаться к кому захотите, но вряд ли это сейчас изменит ситуацию». Исчерпывающе?

– Вполне.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Совещание по подготовке к работе в ОЗП-2015/2016

Совещание по подготовке к работе в ОЗП-2015/2016

В рамках форума ENES 2015 состоялось Всероссийское
Энергостратегия-2035. Ключевые задачи

Энергостратегия-2035. Ключевые задачи

Собравшийся в конце сентября общественный совет при
АО «ДВЭУК»

АО «ДВЭУК»

приняло участие в семинаре-совещании по развитию механизмов
Новые объекты ЕНЭС

Новые объекты ЕНЭС

в Республике Саха (Якутия)
ФСК ЕЭС НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

ФСК ЕЭС НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

реализует программы технического обслуживания и ремонта
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Контакты Правовая информация © ООО «ИД Медиацентр АРТ» 2014
Лучшие сериалы 2014 2015 2016 смотреть онлайн, список рейтинг сериалов в хорошем качестве 720p бесплатно Лучшие сериалы 2015 2016 смотреть онлайн, список рейтинг сериалов
сервера cs 1.6 сервера кс 1.6 сервера cs кс 1.6